Как известно, формирование личности человека начинается с периода раннего детства. Поэтому если вы действительно хотите счастья своему ребенку, хотите, чтобы он вырос достойным гражданином общества и доставлял вам больше радостей, чем огорчений, то к вопросам правильного воспитания надо относиться очень вдумчиво и серьезно. Умственное развитие, особенности характера, отношение к окружающим людям и к природе — все это наследственно не предопределено, а формируется в процессе жизни.
Родители должны знать особенности развития ребенка. Они должны не только радоваться «достижениям» своего малыша, но и критически анализировать его поступки, поведение и намечать пути дальнейшего его воспитания. Большое внимание надо уделять не только своевременному, но и всестороннему гармоничному развитию. Ребенок должен быть развит как физически, так и духовно. Не следует допускать одностороннего развития ребенка. Некоторые дети, например, сравнительно рано (до полутора лет) начинают хорошо говорить. Родителям это нравится, и они много читают малышу, учат с ним различные стихи, в результате чего ребенок много и сложно говорит, но при этом он обычно почти сам не играет, становится неловким в движениях. С другой стороны, ничего хорошего нет и в том, если ребенок очень подвижен, быстр в движениях, но не может сосредоточенно чем-либо заниматься. Нельзя допускать и такого положения, когда не родители активно и целенаправленно развивают и формируют в ребенке то. в чем он несколько отстает, а ребенок командует ими, упрашивая позаниматься с ним именно тем, в чем он и так силен.
При воспитании ребенка 2-3 лет главное внимание надо уделять укреплению его здоровья, культурно-гигиеническим навыкам, развитию речи, движений, расширению знакомства с окружающим миром. Большое внимание должно быть уделено эмоциям и чувствам ребенка, созданию у него положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. В этом же возрасте необходимо начинать нравственное и эстетическое воспитание.
На поведение ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. На втором, а тем более на третьем году жизни ребенок постоянно подражает поступкам и речи окружающих, точно, тонко воспроизводя интонации, услышанные слова. Поэтому если мать, отец, бабушка и другие члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, заботливо и с уважением относятся друг к другу, бывают веселы, любят музыку, природу, всегда соблюдают порядок и необходимые культурно-гигиенические навыки, то и ребенок легко усваивает все эти особенности поведения. Если же отец или мать разрешают себе разговаривать резко, раздраженным тоном, то очень трудно заставить сынишку или дочурку вести себя иначе, потому что в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей. Поэтому родители должны заняться и самовоспитанием.
Если ребенок с 2—3-месячного возраста жил по определенному режиму, то это облегчает выполнение им режима и в дальнейшей жизни. Значение режима для детей очень велико. Правильное чередование сна и отдыха с активной деятельностью во время бодрствования предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием или переутомлением.
Соблюдение режима имеет большое воспитательное значение, т. к. приучает ребенка к организованности, выполнению определенного распорядка. Если ребенок изо дня в день привыкает по возвращении с прогулки раздеваться, мыть руки, есть, затем спать, то чередование всех этих режимных моментов не вызывает у него протестов. Наоборот, малейшее нарушение этого распорядка отмечается ребенком Вместе с тем соблюдение режима подводит ребенка к пониманию очень важного в жизни слова «надо». Поскольку при правильном режиме слова «пойдем обедать», «теперь надо ложиться слать», то есть предъявляемые к ребенку требования, совпадают с его органически» ми потребностями, то они воспринимаются спокойно и охотно выполняются. Таким путем ребенок постепенно начинает понимать значение слова «надо» и приучается его выполнять.