В
результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок 2 лет
совершенствуется в ходьбе. Движения его становятся координированными: он
сочетает ходьбу с другими движениями — идет и несет что-либо, толкает что-то
перед собой или везет. К 3-м годам жизни ребенок уже бегает, умеет кататься на
велосипеде, а зимой — на санках и очень бывает рад, если ему удается сделать
без помощи взрослых.
Хорошее
развитие движений имеет большое значение не только да физического, но и для общего развития ребенка: он становится
смелее увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность
и настойчивость при достижении намеченной цели.
Для
того чтобы ребенок свободно двигался, ему нужна соответствующая одежда: она
должна быть легкой, не стесняющей движений, из ткани, которая хорошо моется.
Своевременное
и правильное развитие речи ребенка должно быть предметом постоянного внимания
родителей. Прежде всего родители должны давать безукоризненные образцы речи как
в отношении интонации и грамотности, так и ее чистоты. Повседневно общаясь с
ребенком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить
ребенка чисто и правильно выговаривать слова.
Развитие
речи ребенка происходит в двух направлениях: понимания им речи окружающих и
развития его активной речи. Первое всегда опережает второе. Особенно это
заметно у детей в возрасте 1 года 6
месяцев — 1 года 8 месяцев, которые почти всё понимают, что им
говорят, но сами еще очень слабо пользуются речью и произносят обычно 40 слов.
Поскольку
родители называют ребенку все, что он видит, все, что он делает, и посредством
речи организуют его поведение: «Пойди ко мне», «Отнеси папе газету», никаких
трудностей в развитии понимания речи у ребенка не возникает. Но в развитии
активной речи самого ребенка нередко имеются задержки и некоторые недостатки.
Для их предупреждения надо, начиная со второго года жизни, создать у ребенка
потребность в общении, совершенствовать подражание звукам, словам, учить
говорить. С ребенком приходится много заниматься, чтобы научить его правильно
произносить слова, побуждая ег~ называть окружающих лиц, предметы, движения и
действия. С начала второго года жизни приходится многократно произносить даже
простые по звуковому составу слова для того, чтобы ребенок повторил их и
усвоил. В этом возрасте допустимо использование и упрощенных слов с тем, чтобы
в конце второго года жизни научить ребенка все называть правильно.
Иногда
задержка в развитии активной речи связана с тем, что окружающие ребенка лица
полностью понимают и выполняют все его желания, выраженные мимикой, жестом или
каким-нибудь нечленораздельным звуком. Так поступать неправильно. Если даже
ясно, чего ребенок хочет, надо побудить его выразить это желание словами.
Значительный
скачок в развитии речи происходит с того времен когда ребенок начинает легко подражать
услышанным словам. У большинства детей быстрое развитие активной речи наступает
примерно в возрасте 2 лет, но у некоторых и значительно раньше, еще в начале
второго года жойк. Считается, что ребенок к 2-летнему возрасту произносит
около 300 слов; к 3-летнему использует почти все части речи к употребляет около
1200-1500 слов. Ребенок все буквы, за исключением «р» и шипящих, может
произносить чисто; говорит сложными фразами, употребляет вопросительные и восклицательные
предложения.
Развитие
речи ребенка неразрывно связано с расширением его знакомства с окружающим
миром, со свойствами предметов, явлениями природы, с бытовой и трудовой жизнью
окружающих его людей. Ребенок не только различает, но и называет цвета,
величину и форму предметов.
В
результате развития речи усложняется и психическая деятельность ребенка,
расширяются его понятия, представления об окружающем, например: «Сейчас весна,
снега нет, листочки распускаются». Он сам уже делает умозаключения и сравнения,
пытается установить причинную связь. По мере развития речи увеличивается и
усложняется ее роль в жизни ребенка. Он широко использует речь во время игры,
намечает, что будет делать, строить; вспоминает о том, что было; рассказывает,
что будет. Вместе с тем продолжается и развитие понимания речи. Ребенок
вслушивается и понимает не только слова, обращенные к нему, но и то, о чем
говорят между собой взрослые.
В
возрасте 2-3 лет следует приучить ребенка к выполнению определенных правил
поведения: благодарить после еды, за полученную вещь; здороваться и прощаться;
говорить «спокойной ночи*; бегать только по дорожкам сквера или сада, но не
бегать по тротуару; переходить улицу, держась за руку; спокойно выполнять
просьбу взрослого и пр. Следует воспитывать в ребенке приветливое и заботливое
отношение и к незнакомым ему людям и другим детям (приучать делиться с другим
ребенком игрушками; не разрешать брать без спроса игрушки других детей).
Положительные
взаимоотношения со взрослыми и детьми являются основой хорошего эмоционального
состояния ребенка. Эмоции, или чувства, имеют очень большое значение в жизни
детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, веселье — повышают активность
ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют на протекание всех
физиологических процессов в организме, укрепляют здоровье. Поэтому так важно
достичь того, чтобы радостное настроение у ребенка было преобладающим. Главными
источниками удовольствия, радости ребенка является его активная деятельность,
общение с близкими ему лицами. Большой интерес к окружающему, радость активном
деятельности нужно всячески укреплять. Лишение ребенка возможности двигаться,
заниматься каким-либо интересным предметом вызывает у него огорчение и плач.
Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребенка при
завершении им после долгих стараний определенного действия или движения
(собрать все кольца пирамидки, залезть на диван, построить из кирпичиков
домик). Поддерживают хорошее настроение у ребенка и ласков взгляд,
поощрительное слово со стороны близких ему лиц, их сочувствие в его игре, но
особенно радуют его веселые, подвижные игры («догонялки», игра с мячом).
Привязанность,
любовь к родителям, родным на втором-третьем году жизни у ребенка закрепляются.
Он радуется, когда они приходят, играют, занимаются с ним. Нередко плачет,
когда уходят, скучает в их отсутствие. Но уже с этого возраста следует
воспитывать у ребенка и заботу о своих близких, умение считаться с ними, не
делать сейчас то. что хочется сделать: очень хочется показать папе принесенного
с прогулки жука, но.., «сейчас этого делать нельзя, так как папа спит». Точно
так же нельзя допускать, чтобы ребенок командовал вами: «Не садись туда,
садись сюда», «Не разговаривай с тетей, почитай мне» и т. п. С раннего возраста
бережно, тактично нужно приучить ребенка к тому, чтобы он знал, что не всегда
может быть мгновенно выполнено то, что он захочет. И нравственный облик
ребенка, и его настроение в очень большой мере зависят от того, насколько легко
он отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того
времени, когда можно будет желаемое осуществить.
Неправильно
поступают те родители, которые, жалея ребенка, делают все, как он захочет. В
результате можно «воспитать» ребенка так, что он будет считать, что все должно
делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет,
приходит в отчаяние. Не следует также сразу удовлетворять и все желания
ребенка в приобретении новых игрушек. У него должны быть необходимые игрушки,
но это не значит, что он должен иметь все, что ему нравится. Очень важно
научить ребенка понимать поощрение, осуждение выраженное в наиболее деликатной
форме, и не доводить до того, чтобы он слушался только резких окриков.
Многих
родителей интересует вопрос: что нужно делать и как следует поступать, чтобы
ребенок слушался? Но при правильном воспитании ребенка с первых месяцев жизни
этот вопрос не должен возникать.
В
возрасте 3 лет, когда у ребенка уже хорошо развито подражание, он может
воспринимать от взрослых и детей отрицательные по ступки: плевать, ругаться и
т. п. В этих случаях ему следует спокойно сказать, что так поступать нехорошо.
Очень важно для правильного воспитания ребенка запрещать ему только то, что
действительно делать нельзя, но если уж запретили, то будьте тверды в своем решении.
Недостаточная твердость родителей в этом отношении является основной причиной
капризов детей.
Родителям
необходимо оберегать ребенка от отрицательных эмоций чувства страха, которое
может возникнуть у него при резких, громки: звуках, при виде чего-то
необычного. Ребенок не должен пугаться автомобиля, но должен знать, что нельзя
играть на мостовой; не должен бояться собаки, но должен знать, что без
разрешения хозяина трогать ее нельзя, и т. д. Нельзя пугать детей, т. к.
пережитое чувство страха, испуга нередко оставляет неизгладимый след в психике
ребенка. Кроме того, пугая ребенка «бармалеем», «стариком», «милиционером», вы
воспитываете в нем не только страх, но и недоверие к окружающим людям.
Для
воспитания в ребенке умения сосредоточенно, самостоятельно играть нужны
разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребенка игрушки.
Желательно, чтобы уже на втором году жизни ребенок имел определенное место для
игры: низкий столик со стульчиком или креслицем, специальный детский шкаф или
низко прибитую полку, где удобно хранить игрушки, книги; «кукольный уголок»;
рядом — небольшой коврик для игры. Игрушки всегда должны находиться в полном
порядке. Чрезмерное обилие игрушек вредно: оно снижает интерес к ним. Поэтому
те игрушки, которыми ребенок пользуется меньше, нужно на некоторое время
убрать.