На
первом году жизни режим дня определяется чередованием кормления, бодрствования
и сна. В возрасте 1-4 месяцев у ребенка в течение суток совершается 4 цикла,
привязка которых к определенным часам вырабатывает у него условные рефлексы на
время и как бы заранее подготавливает к той или иной деятельности. Добиться
четкого ритма смены режимных элементов в течение дня можно, начиная со 2-го месяца
жизни ребенка.
Первым
элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которых
малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого
деятельного состояния: ребенка кладут на живот, разговаривают с ним,
привлекают его внимание яркой игрушкой, проводят гигиенические процедуры. В это
время нужна одежда, не затрудняющая движений (лучше всего ползунки и свободная
кофточка с зашитыми рукавами). У детей, долго пеленаемых, координация движений
развивается хуже.
Узловым
моментом режима для детей раннего возраста является кормление. Здоровых малышей
в первые 4 месяца кормят через 3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом, т. е. 6
раз в сутки. Желательно сохранять интервал между отдельными кормлениями,
однако если в семье все, в том числе и ребенок, поднимаются позже 6 часов, то
первое кормление и все режимные моменты могут быть сдвинуты на 30 мин или на 1
ч. Первые изменения в режиме дня ребенка вносят в 5-месячном возрасте:
уменьшают до 5 число кормлений, удлиняют промежутки активного бодрствования,
сокращают частоту и длительность дневного сна. К 9 месяцам здоровый малыш уже
может бодрствовать 3 ч без утомления, практически все 9-месячные дети
отказываются от третьего дневного сна.