ПОДРОСТКОВЫЙ
ПЕРИОД
— это время, когда мальчики и девочки
становятся юношами и девушками. Он наступает в возрасте 14—17лет и считается в
психологическом плане одним из самых трудных и неустойчивых.
Подростковый период мальчиков и
девочек характеризуется резким гормональным всплеском. Ведущее место в
симфоническом оркестре гормонального пробуждения играет щитовидная железа —
отсюда возбужденность, обидчивость, раздражительность, смены настроения.
Постепенно активность щитовидной железы уменьшается и на первое место выходит
партия половых желез. Постепенно устанавливается гармоничность облика
подростка, диссонанс в работе отдельных желез прекращается, половые железы
входят в умеренный ритм — это зрелость.
У небольшого количества девочек
(5-8 %) наблюдается юношеское увеличение щитовидной железы. Оно может протекать
с понижением или повышением функции этого органа. При этом могут наблюдаться
дискомфорт, повышенная утомляемость, склонность к запорам, покалывание в
области сердца и другие неприятные для ребенка явления. В этом случае желательно
показать ребенка врачу-эндокринологу.
Родители чувствуют, что ребенок
вступает в сложный период своей жизни — период неконтролируемых эмоций,
бунтарства и неосознанных желаний. В это время больших перемен восприятие
всего нового становится у подростка более совершенным и тонким, развивается
абстрактное мышление, повышается концентрация внимания. Окончательно
формируется характер ребенка, его индивидуальные качества. Подросткам
свойственна буйная фантазия, самостоятельность, чувство справедливости,
оптимизм, жизнерадостность.
Кризис юношеского возраста
характеризуется тремя основными признаками:
1.Отчуждение от мира взрослых и утверждение себя как
личности.
Ребенок стремится обозначить
границы своего «Я» в отношениях с другими людьми. Чужое мнение он уже не берет
на веру, как это было 1-2 года назад, он высказывает свое мнение, даже ничем не
подкрепленное, и пытается отстоять его всеми доступными ему способами.
Подросток создает для себя свой собственный мир, у него свои тайны и
переживания, свой взгляд на действительность. Он стареется не допустить в этот
мир взрослых, считай, что вторжение в него, — посягательство на его
индивидуальность, на его «Я».
2.Противопоставление себя окружению, в особенности семейному.
Юный человек пытается
отгородиться от родителей или просто взрослых с помощью вызывающей прически или
экстравагантной одежды, он выбирает приятелей, которых родители не одобряют,
бравирует крайними, нетерпимыми суждениями. Он добивается признания своей неповторимой
индивидуальности, не отрекаясь от ценностей семьи и общества. Родители, часто
не понимая причин такого поведения, бросаются из крайности в крайность: то
проявляют чрезмерную строгость, то слишком большую снисходительность. А самое
правильное, что они могут сделать в сложившейся ситуации, это донести до своего
ребенка в спокойной, доброжелательной обстановке те сведения о половой жизни,
которые тот ждет. Не только помощь, но и совет, -нужный порой при возникновении
тревожных ситуаций, чреватых опасными последствиями.
3.Стремление к
авторитетам, чуждым родителям.
Юный человек в
подростковом возрасте уже не ребенок, но он еще и не взрослый. Манеры его меняются
быстрее, чем образ мыслей. Подросток охотно верит в то, что секс — это средство
бросить вызов другому миру, миру взрослых. И он часто прибегает к этому средству,
пытаясь доказать родителям, всем окружающим и прежде всего самому себе, что он
уже не мальчик или девочка, а вполне сформировавшаяся личность, способная на
самостоятельные поступки.
Родители, часто весьма неуклюже,
дают подростку скудные сведения о половой жизни, боясь, что, получив эту
информацию, ребенок воспримет ее как своего рола «побуждение к действию». Не
получив от родителей ответы на интересующие его вопросы, подросток добывает
необходимую информацию на стороне, на улице. Представления о половой жизни
часто бывают извращенными, наполовину выдуманными, но тем не менее они
интересны своей новизной и необычностью. Подросток начинает видеть в своем «просветителе»
некий авторитет, начинает прислушиваться к его словам, подражать его
поступкам. Это новое «острое блюдо» в его жизни, в отличие от чересчур «пресной
домашней пиши».
В результате физиологических и
эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он может
расстроиться из-за малейшего дефекта в своей внешности, преувеличивая его
значение. Движения его становятся угловатыми, потому что он не может еще
управлять своим новым телом так легко, как раньше; так же трудно ему управлять
и своими новыми чувствами. Подросток становится очень обидчивым, болезненно
реагирует на любые замечания, он стесняется своей угловатости, своих веснушек,
слишком длинных рук и ног, малейшей погрешности в одежде. Он старается избегать
представителен другого пола, а при общении с ними, чтобы не показать
застенчивости и робости. — грубит и дерзит им. Это особенно часто проявляется у
тех детей, которые в течение многих лет общались только с представителями
своего пола.
Очень большое значение в развитии
положительных черт характера у подростка имеет окружающая его обстановка. Если
в семье, где живет подросток, постоянно происходят скандалы, пьянки, то трудно
ожидать, что он, как губка, не впитает в себя все то плохое, что его окружает.
И не грубую эротику должен видеть ребенок в семье, а добрые сердечные
отношения отца и матери, их уважение друг друга, постоянную готовность помочь
близкому человеку в трудной ситуации.