На
первом году жизни ребенок спит большую часть суток, время сна дети растут, их
организм накапливает новые силы. Сон укрепляет здоровье ребенка, повышает его
устойчивость и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, обеспечивает
благоприятный психический тонус.
Потребность
в сне у детей различна: одни спят меньше и дольше сохраняют бодрость, другие
сонливы, затрачивают на сон больше времени, чем их сверстники, что зависит от
нервной системы ребенка и от того, как организован период бодрствования
(подвижные дети спят крепче, и меньше). Уложив малыша в постель, нет нужды
нарушать сложившийся ритм быта, нужно только уменьшить яркость света в комнате
и разговаривать тише, лучше сразу же приучить ребенка засыпать в отсутствие
взрослого. В связи с тем, что кости черепа у ребенка мягкие и при длительном
лежании на одном боку уплощаются, целесообразно укладывать его в кроватке
поочередно то на один, то на другой бок, но лицо его всегда должно быть
обращено в сторону комнаты (не к стене).
В
первые месяцы жизни малыш во время сна может вздрагивать, улыбаться или
гримасничать, морщиться, хмуриться, причмокивать губами, вскидывать руки, а то
и кратковременно плакать. Все эти явления вполне нормальны. Более часты они у
возбудимых детей, и особенно в случаях, когда их укладывают спать в
иепроветренной комнате или туго пеленают. На глубину сна влияет и температура
воздуха. Уложив малыша спать, нужно открыть форточку или окно (в теплую
погоду); движение прохладного воздуха действует усыпляюще. В теплой квартире
малышу не нужны для сна теплое белье из фланели, бумазеи, трикотажа с начесом и
ватное одеяло. Одно из основных требований к организации сна — укладывание
малыша спать в одно и то же время. Частые отступления от режима дня нарушают
приспособительные механизмы организма (условный рефлекс на время), нарушают
сон, дети становятся капризными, вялыми, раздражительными, могут долго не
засыпать вечером и плохо спать днем.