Конечно, и дети, живущие по режиму, не всегда сразу соглашаются выполнить то, что им схвзано, особенно если нужно прекратить интересные занятия. Однако терпеливое, но настойчивое требование взрослого все же выполняется ребенком без особого труда. Следовательно, организуя жизнь ребенка по определенному режиму, можно предупредить и одну из наиболее частых причин конфликтов — нежелание ребенке выполнить тот иди иной режимный момент.
При составлении режима дня ребенка нужно учитывать научно обоснованные нормативы времени питания, длительности сна и бодрствования. Такой режим должен соблюдаться изо дня в день. Допустимы отклонения в отдельных случаях не более чем на 30 мин.
Крепкий, спокойный, достаточный по времени сон является одним из основных условий хорошего состояния нервной системы ребенка, его общего развития. Поэтому очень важно, используя правильные воспитательные приемы, достичь того, чтобы ребенок, находясь в кровати, быстро засыпал без всяких дополнительных воздействий и крепко спал необходимое ему по возрасту время. Быстрому засыпанию благоприятствует спокойное состояние ребенка при укладывании, поэтому избегать перед сном веселых, подвижных, «будоражащих» игр. Надо помнить и о том, что ребенок всегда радуется, возбуждается при возвращении домой близкого ему человека. Поэтому, если родители пришли домой в то время, когда ребенок готовится ко сну, то как бы им не хотелось повидаться с ребенком, лучше этого не делать.
Укрепляет положительное отношение к укладыванию и содействует быстрому засыпанию активное участие ребенка в процессе раздевания. Поэтому неправильно поступают те родители, которые сами раздевают ребенка, а для того, чтобы избежать протеста, отвлекают его внимание всякими рассказами. Так поступать нельзя. Нужно помочь ребенку раздеться самому. Если это выполнять систематически то в возрасте 2 лет ребенок научится самостоятельно раздеваться лишь при небольшой помощи. А к 3 годам он уже вполне самостоятельно будет знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду.
В домашних условиях ребенка лучше укладывать спать в той комнате, где никого нет. Если это невозможно сделать, то кровать ребенка не должна быть сильно освещена, в этой комнате нельзя громко разговаривать, включать радио, телевизор и пр. Все эти внешние воздействия не только мешают ребенку уснуть, но и лишают его полноценного отдыха.
На втором году жизни ребенок старается активно участвовать в процессе одевания. Несмотря на то. что процесс одевания сложнее, чем процесс раздевания, ребенок охотнее его выполняет, так как знает, что пойдет гулять или будет играть. А ребенок третьего года жизни обычно законно возражает: «Я сам!» И действительно, большей частью он справляется сам. Во время одевания нужно приучать ребенка к аккуратности, указывать и устранять недостатки в туалете.
При кормлении ребенка 2—3-летнего возраста нужно проявить большое внимание к тому, чтобы сохранить у него хороший аппетит, приучить есть разнообразную пищу, научить есть самостоятельно, привить культурно-гигиенические навыки.
Для сохранения у ребенка хорошего аппетита очень важно соблюдать правильный режим питания. Ни в коем случае нельзя давать ребенку что-либо, а тем более сладкое, в перерывах между кормлениями. Нередко бывает, что взрослые берут ребенка на руки и дают ему отведать то, что едят сами, хотя время его кормления еще не наступило. Такие «перекусы» резко снижают аппетит ребенка и поэтому недопустимы.
При кормлении ребенка рекомендуется придерживаться меню, включающего разнообразные блюда. Со вкусами ребенка нужно считаться: чаше давать ему ту еду. которую он любит, но неправильно всегда предлагать ребенку один и те же любимые им блюда. Однообразная пища отрицательно сказывается на здоровье ребенка.
Нередко родители дают ребенку слишком большие порции. Ребенок с удовлетворением съедает полагающееся ему количество пиши, но так как в тарелку было положено больше, чем ему требуется, он отказывается от дальнейшего приема пиши. Родители начинают насильно давать ребенку еду. что может полностью испортить его аппетит, В результате такого кормления, для ребенка удовлетворение естественной потребности в пище превращается в наказание. Кроме того, пища, принятая насильно, усваивается организмом хуже. Когда внимание ребенка отвлечено чем-либо посторонним, у него не выделяются пищеварительные соки на вид и запах пищи.
Есть ребенок должен всегда в определенном месте и пользоваться мебелью, соответствующей его возрасту. Он должен сам подходить к своему столику, садиться на креслице, а родители в этом случае должны лишь помочь ему правильно сесть за стол. Большое внимание следует уделять тому, чтобы научить ребенка есть самостоятельно. К двум годам он ест самостоятельно все виды пиши. К этому же возрасту может научиться есть хлеб с первым блюдом. На протяжении третьего года жизни надо закрепить все приобретенные ребенком умения.
При кормлении надо воспитывать у ребенка культурно-гигиенические навыки и определенные правила поведения: садиться за стол только с вымытыми руками; соблюдать чистоту и аккуратность во время еды. Стол, за которым он ест, и пол вокруг должны быть чистыми» не надо разрешать ребенку крошить и бросать хлеб. Следует сразу вытирать стол, если на него попадает пища. Закончив прием пищи ребенок 3 лет должен сам вытирать губы салфеткой, снимать ее и. сказав «спасибо», выходить из-за стола и ставить стул на место. Вовремя еды следует также приучать ребенка выражать все свои просьбы и желания спокойным тоном, в вежливой форме, используя слово «пожалуйста».
Для закрепления всех этих правил поведения ребенку необходимо напоминать о них, когда он их забывает.
Важно своевременно приучить ребенка проситься на горшок. Горшок должен находиться в определенном месте. Высаживать ребенка на него нужно в те моменты, когда есть все основания предполагать,
что у него возникла соответствующая потребность. Обязательно следует высаживать ребенка на горшок после сна, если он просыпается сухим. Ребенку, даже 3-летнему, нужно предложить пойти на горшок перед сном и прогулкой.
Ночью многие дети спят сухими до самого утра уже с конца первого года жизни. Для того чтобы постель осталась сухой, надо не пропустить момент, когда ребенок проснется утром, и сразу его высадить на горшок. Если же ребенок ночью мочится, то на ужин ему следует давать что-нибудь соленое — икру, кусочек селедки или соленого огурца — и по возможности не давать пить. Уложить ребенка спать нужно через полчаса — час после ужина и перед сном обязательно посадить на горшок. Но если и при соблюдении этих условий ребенок все же мочится ночью, надо проследить, в какое время это бывает. Высаживать ночью на горшок можно только того ребенка, у которого соответствующий навык закреплен днем, и тихие слова матери или отца: «Садись, сделай на горшок» и поза на горшке побудят его сразу помочиться, после чего он опять быстро заснет. Если же ребенок плачет, протестует против того, что его будят и сажают на горшок, то ни в коем случае не следует его высаживать, т. к. этим нарушается его сон и создается отрицательное отношение к процессу высаживания.
Мыть руки, умываться дети, как правило, любят. Для закрепления этих навыков надо как можно больше привлекать ребенка к активному участию в этих гигиенических процедурах. К концу третьего года жизни он уже может сам, лишь при небольшой помощи взрослого, вымыть руки с мылом, умыться и вытереться; знает свое полотенце, его место и возражает, когда ему предлагают вытереться чужим полотенцем.
К культурно-гигиеническим навыкам, которые надо воспитывать у ребенка в возрасте 2-3 лет, относится также умение пользоваться носовым платком. Ребенок должен знать о том, что у него в кармане всегда лежит носовой платок.
При постоянном внимании родителей к аккуратному виду ребенка он никогда не будет бегать со спущенным чулком, расшнурованным ботинком, и если не сможет сам привести себя в порядок, то обратится за помощью к взрослому.
Следует приучать ребенка к порядку, чтобы он знал, что каждая вещь имеет свое определенное место и всегда должна там находиться.
Общее развитие ребенка, формирование положительных черт характера происходит преимущественно в то время, когда он участвует в жизни близких ему людей, играет, наблюдает за окружающими.
Для развития движений малыша, для того, чтобы он стал ловким, осваивал всё более сложные движения и умел быстро, четко их выполнять, прежде всего надо не ограничивать его, не одергивать, не мешать выполнить задуманное, а иногда и помогать. Движения, особенно новые, доставляют ребенку большое удовольствие. Он в большей мере совершенствует их в процессе самостоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышения, спускается и пр. Содействуют развитию движений игрушки. Прекрасной игрушкой для развития общих движений и движений рук является мяч. Мяч хорош и тем, что это одна из первых игрушек, которая объединяет в игре нескольких детей.
Нередко ребенку нужно помочь: например, взобраться на возвышенность иди спуститься с нее, научить играть в мяч, кататься на велосипеде. Иногда приходится поощрять ребенка к движениям, помочь преодолеть страх, например, при спуске на санках с высокой горы. Запрещать ребенку следует только те движения, которые сопряжены с опасностью для него. Если же он просто упадет или ушибется обо что-либо, не следует проявлять даже признаков испуга. Ребенка надо подбодрить: «Упал? Вставай скорее, почисти ручки».