В
конце 1-го и вначале 2-го месяца у ребенка начинают формироваться условные
рефлексы. Это говорит о том, что начинает созревать кора головного мозга и
дифференцируются органы чувств.
Образование условных рефлексов у
детей связано исключительно с окружающей их средой, режимом, уходом за ними.
Т.к. у ребенка клетки коры головного мозга развиты недостаточно, то вновь образованныерефлексы у него не прочны и легко угасают под
действием внешних раздражителей. Если ребенок попадает в непривычную для него
обстановку, то он нередко теряет приобретенные навыки. Непривычные раздражения
и впечатления вызывают чрезмерное раздражение коры головного мозга и
распространение этого раздражения, что выражается в беспокойстве ребенка,
капризах, плаче, крике или заторможенности, вялости и сонливости.
Новорожденный ребенок почти все
время спит. Он совершенно беспомощен, не держит головку, не в состоянии менять
положение своего тела, беспорядочно двигает руками и ногами. К началу 2-го месяца
ребенок начинает улыбаться, следить глазами за яркими, крупными предметами. По
мере развития центральной нервной системы и мускулатуры ребенок с 5-6 недель
начинает держать голову, а к 2 месяцам держит её уже хорошо и, лежа на спине,
может поднимать её, в положении на животе следит за передвигающимися предметами
и поворачивает за ними голову. В это время ребенок начинает реагировать на
тормошение, улыбку и разговор – оживленно двигается, улыбается.
На 3-м месяце начинаются
произвольные движения рук, головы и ног: ребенок поворачивает голову на звук;
лежа на животе и опираясь на локти, поднимает голову и верхнюю часть туловища;
поворачивается со спины на бок; открывает рот при приближении груди или
бутылочки; тянет предметы в рот, громко смеется.
В 4 месяца ребенок сидит с
поддержкой. Лежа на животе, свободно приподнимается, опираясь на ладони,
поворачивается со спины на живот, берет и удерживает предметы; у него
появляются эмоциональные реакции, выражающие удовольствие или не удовольствие.
На 5-м месяце ребенок сидит, если
его поддерживают, узнает маму уверенно берет предметы и тянет их в рот.
На 6-м месяце он может
переворачиваться с живота на спину, пытается ползать на четвереньках,
переступает ногами, если его поддерживают,размахивает игрушкой.
После 6 месяцев ребенок
самостоятельно сидит, проявляет интерес к окружающему, выражает испуг и
радость, начинает выговаривать первые слоги – «ба», «ма».
В 7 месяцев он сам тянет в рот
бутылочку, поднимается на колени, цепляясь за спинку кроватки, произносит
повторные слоги – «ба-ба», «ма-ма» и т.д.
С 8 месяцев ребенок
самостоятельно садится, встает, держась за что-либо, хорошо стоит, отыскивает
глазами называемый предмет.
В 9 месяцев хорошо ползает, ходит
за каталкой при поддержке за руки.
В 10 месяцев встает без
поддержки, ходит за каталкой или стулом а иногда начинает ходить самостоятельно,
произносит первые простые слова, называет односложно предметы, например «гав» -
собака, «му» - корова, различает ласковый и суровый тон.
В 11-12 месяцев большинство детей
начинает ходить самостоятельно, хотя еще и не вполне уверенно. К концу 1-го
года восприятие внешних впечатлений проявляется при помощи условно рефлекторных
связей. В коре головного мозга происходит сложная работа. Постепенно
формируется сложная нервная система. Ребенок проявляет вкус к еде, выбирает
игрушки.
В начале
2-го года ребенок выполняет простые поручения: «подними подушку», «закрой
дверь» и пр., выражает свое несогласие, выделяет избольшого количества игрушек особенно любимые,
приучается к опрятности.