К
тому времени, как ребенок отправится в школу, он уже должен шить определенные
знания по вопросам, касающимся взаимоотношений полов. Вся информация об этом
должна исходить от родителей, т. е. от людей, которые пользуются безграничным
доверием ребенка.
Очень нежелательно, чтобы обо
всем, что касается половых различий и сексуальных отношений, ребенок узнавал от
посторонних людей, сверстников или старших товарищей. Если это произойдет, то
мальчик или девочка получат скорее всего извращенное и нежелательное представление
о том. что в скором времени будет играть большую роль в их жизни.
Не обязательно, чтобы 5-6-летний
ребенок знал все, что знает взрослый, но о том, что есть различие полов и в чем
оно заключается, он должен иметь четкое представление. Особенно легко
объяснить это при купании их речке или в бане, при совершении физиологических
потребностей, во время игр.
Мама или папа должны рассказать
ребенку, откуда он появился на свет. Обычно сначала можно сказать, что мама
носила его в животике, потом он подрос и родился. Можно, увидев беременную
женщину, рассказать ребенку, что она скоро родит и на свете появится еще один
маленький человек. Отец, на примере животных (домашние кошки, собаки), должен
подчеркивать, что у зверей дети рождаются так же, как и у людей, что самец (отец)
постоянно заботятся о детенышах, кормит и защищает их. Необходимо научить
ребенка уважать беременную женщину, уступать ей место в автобусе, помогать ей
при случае что-то поднести, куда-то сбегать и т. д.
Сексуальное воспитание ребенка,
начатое дома, будет продолжено школьными педагогами. На уроках биологии,
физиологии и анатомии дети узнают все, но эти знания должны приходить
постепенно и от людей, благожелательно настроенных к ребенку. Очень важно, чтобы
любопытство ребенка к вопросам половой жизни не стало нездоровым и не приняло
уродливые формы.
В 5-6-летнем возрасте у детей
начинает появляться чувство стыда перед представителями другого поля, обычно
бывают хорошо выражены половые различия в речи, в движениях, в протекании процессов
нервно-психической деятельности и т. д.
В этом возрасте мальчики очень
активны, пытаются подражать жестам, движениям и повадкам мужчин, перенимают их
слова и выражения.
Девочки в этом возрасте
пластичны, у них появляется грациозность, кокетство, они подражают взрослым
женщинам в одежде, в движениях и оборотах речи, начинают заниматься прической и
т. д.
Интерес к противоположному полу у
мальчиков и девочек в это время почти полностью отсутствует.
В пубертатном периоде развития
ребенка, в возрасте от 10 до 17 лет, начинается период полового созревания.
Если до 9-10 лет ребенок был занят только познанием внешнего мира, то теперь он
начинает открывать себя, свой внутренний мир со всеми его проявлениями. В его
теле происходят определенные физиологические изменения, и эти изменения
вызывают новые эмоции, мысли, чувстве. Ребенок начинает задумываться о своей
принадлежности к тому или иному полу, у него возникает множество проблем, связанных
с этим и он не всегда готов к их решению. В это время все существо ребенка
тянется к выражению своей мужской или женской индивидуальности, что является
естественным для всех поколений. Важно, чтобы в этот период родители понимали
своих детей, не мешали им в самовыражении — тогда будет меньше конфликтных
ситуаций между родителями и детьми.
Интерес к противоположному полу
возникает уже в возрасте 10— 14 лет. Подростки начинают обращать внимание ив
свою внешность, прическу, одежду, стремятся хоть чем-то привлечь к себе внимание.
Именно в это время их нужно постепенно просвещать в вопросах полового развития,
настаивать на важности выполнения правил гигиены, режима питания, сна, бодрствования,
приучать к физическим упражнениям. В этом возрасте часто приходит первая
влюбленности. Юноша и девушка начинают встречаться, дружба переходит в любовь
— чувства разгораются быстро и ярко. Иногда в это время, в возрасте 13-14 лет,
наступают первые половые контакты, что объясняется той эротической
стимуляцией, которую дети получают от более старших товарищей, при чтении
эротической литературы, просмотре эротических- фильмов.
Большинство подростков начинают
разбираться в вопросах половой жизни уже в 14-17 лет. Они делятся друг с
другом своими переживаниями, ощущениями, набираются друг у друга «опыта». В это
время родители должны подсказать ребенку, что ранняя половая жизнь, когда еще
не сформированы «се функциональные и органические системы, вредна и опасна.
Нарушение этого правила может привести к психическим расстройствам, нервным
срывам, патологическим нарушениям в работе различных органов и ' систем.
«Каждому овощу свое время» — именно это надо внушать подростку.
Ребенок еще не стал юношей или
девушкой, но он уже готов к этому. Задача родителей состоит в том, помочь
ребенку открыть свой внутренний мир и связать этот мир с незнакомым миром,
окружающим его. В 10-17 лет дети интересуются всем — от самых глубоких своих
эмоций до процессов, происходящих в далеких галактиках, от строения атома до
размеров Вселенной. В 14-17 лет на фоне утверждения половой зрелости подростки
часто категоричны в своих суждениях. В представлениях о жизни у них
преобладают два цвета — черный и белый, хорошо и плохо. Это и есть корни
максимализма в суждениях и взглядах. И если родители не всегда понимают, что
происходит с их ребенком, это может стать причиной разногласий и непонимания
между двумя поколениями.
В момент полового развития
ребенка у него всегда возникает множество проблем, и задача близких — помочь в
их решении. Этому способствуют теплые, доверительные отношения в семье. Ребенок
должен доверять отцу и матери, он должен знать, что всегда и во всем на них
можно положиться. Здесь недопустимо фальшивое отношение к переживаниям и
чувствам подростка. Фальшь, обман, даже в мелочах, подросток очень тонко
чувствует и, обычно, он его не прощает.
С течением времени чувства
подростка становятся все более дифференцированными, глубокими и тонкими. Часто
в этом возрасте возникает чувство дружбы и любви. Мужское и женское начало
дают возможность ребенку или подростку пережить всю гамму чувств любви до ненависти,
от счастья до опустошения.